Школьный музей как одна из патриотических форм воспитания учащихся
Тема патриотизма - ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских
людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно "пробудить”,
потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном.
Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.


Музейная
деятельность способствует развитию творческой самостоятельности ученических групп
и отдельных учеников в освоении исторического прошлого нашей Родины, ее
героических свершений, актуализации исторической памяти молодого поколения в
процессе приобщения к прошлому своей страны, своей семьи, оставленного в виде
артефактов культуры.
Процесс
сбора, исследования, обработки материалов музея служит целям формирования
научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности, развивает
системность мышления.
Оформление материалов в экспозиции отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса, оформительских умений.
Пропаганда материалов музея способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения структурирования знания и его изложения. Сущность опыта работы состоит в том, чтобы повысить уровень гражданского воспитания учащихся, привить любовь к героическим подвигам участников Великой Отечественной войны и труженикам тыла, дать образцы для подражания в защите Отечества, связать нисходящее и восходящее поколения, выработать ответственность за судьбу России, в целом поднять уровень нравственного воспитания.
Традиция создания школьных музеев уходит корнями в дореволюционное прошлое нашей страны. В Советский период первая паспортизация музеев в Республике Башкортостан была предпринята в 1975г. В 1976г. их насчитывалось 188. По данным на 2010 год в Башкортостане действует 660 школьных музеев.

В школе всегда велась поисковая работа, поэтому был накоплен богатый материал. Приоритетными формами работы музея являются экскурсии, тематические вечера, уроки мужества, выставки фондов. Хотелось бы подчеркнуть, что именно экскурсии занимают среди различных форм работы школьных музеев особо важное место. И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод всегда взаимосвязаны.
В чем же особенности проведения экскурсий в школьном музее, и какова роль юного экскурсовода? Подробнее об этом расскажет руководитель музея Корепанова М.И.